Русский

English

+7 (812) 313-96-97

info@infraeco.ru

 

  • Инженерные изыскания

  • Проектирование промышленных зданий и сооружений

  • Проектирование очистных сооружений

    Поставка оборудования очистки сточных вод

  • Обследования и изыскания

  • Реконструкция сооружений очистки сточных вод

  • Экологическая экспертиза объектов

  • Проектирование и монтаж высоковольтных линий, сооружений на электросетях

Скважины и лицензирование

Schpon_zahrada

Памятка по законному использованию скважин для целей водоснабжения.

 Определение законности сооружения и эксплуатации водозаборных скважин отнесено к компетенции двух ведомств. Это связано с тем, что использование подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории РФ, регулируется двумя отраслями права.

С одной стороны это экологическое право, основные требования которого отражены в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Ссылки на общие вопросы, касающиеся использования подземных вод, их охраны, а также регулирования правоотношений в смежных областях содержатся также в:

Однако конкретных требований в части согласования использования водозаборных скважин данные нормативные документы не предъявляют и, по большей части, носят отсылочный или декларативный характер. Их анализ мы проведем в смежной серии публикаций, касающихся землепользования при сооружении и использовании скважин в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.


С другой стороны, подземные воды в соответствии с ФЗ «О Недрах» отнесены к категории полезных ископаемых и для их законной добычи необходимо получение соответствующего разрешения в виде лицензии на пользование недрами от Распорядителя недр Федерального или Регионального уровня.


Функция выдачи лицензий на пользование недрами на Региональном уровне закреплена с 1 января 2015 года, со вступлением в силу поправок в ФЗ «О Недрах».

На практике это означает, что если максимальный суточный объем водопотребления вашей организации составляет более 500 кубических метров, то для получения лицензии необходимо обращаться в территориальное отделение Департамента по недропользованию Федерального округа, в пределах которого расположена ваша организация. Применительно к Санкт-Петербургу и Ленинградской области - это Севзапнедра.


Во всех остальных случаях разрешительная документация получается на Региональном уровне, у органа исполнительной власти, отвечающего за регулирование вопросов недропользования и природопользования соответствующего региона. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области – это Комитет по природопользованию.


С 1 января 2015 года важным фактором, определяющим последовательность действий для получения разрешения на использование водозаборной скважины, стал объем водопотребления.

Документом, дающим право на законное использование водозаборной скважины, является лицензия на недропользование с целью добычи подземных вод.

При максимальной водопотребности менее 100 кубических метров в сутки, данная лицензия подучается по упрощенной схеме, без проведения государственной экспертизы геологоразведочных работ.


На практике, это означает, что для получения лицензии в подобной ситуации необходимо провести полный комплекс работ, включающий:

  1. 1.      получение лицензии на геологическое изучение недр;
  2. 2.      разработку проекта геологического изучения, с прохождением государственной экспертизы;
  3. 3.      проведение геологоразведочных работ;
  4. 4.      подсчет и утверждение запасов подземных вод;
  5. 5.      получение лицензии на добычу подземных вод


Единственным отличием в данной процедуре по сравнению с порядком, действовавшим до вступления в силу изменений в ФЗ «О Недрах» от 2015 года, является отмена государственной экспертизы подсчета запасов. Она заменена их утверждением органом местной исполнительной власти субъекта РФ.


Разница между получением лицензии на добычу подземных вод при объеме водопотребления от 100 до 500 кубических метров в сутки и более 500кубических метров в сутки заключается в том, местному или Федеральному Распорядителю недр предоставляются документы.

Первым шагом в получении лицензии такого рода является сбор пакета документов, для получения лицензии на геологическое изучение недр, которая не дает права на эксплуатацию водозабора. В редких случаях Распорядитель недр идет на уступки и выдает совмещенную лицензию с правом проведения работ по геологическому изучению участка недр и одновременным использованием водозаборной скважины.


Так или иначе, после получения первоочередной лицензии должен быть составлен проект работ по геологическому изучению. Он проходит государственную экспертизу. После чего начинаются собственно геологоразведочные работы, включающие оценку того, достаточно ли запасов подземных вод на данной территории для обеспечения заявленной водопотребности, удовлетворяет ли вода требованиям к качеству, а также каким образом работа данного водозабора сказывается на эксплуатации скважин соседних водозаборов.


После проведения работ составляется отчет с оценкой запасов подземных вод, который также проходит государственную экспертизу, на основании заключения которой составляется протокол подсчета запасов и проводится постановка запасов на государственный баланс.

После этого становится возможным получение лицензии на право добычи подземных вод.

Однако на этом работы по легализации водозаборной скважины не заканчиваются. В условиях лицензионного соглашения будут прописаны требования о необходимости разработки технического проекта эксплуатации месторождения в течение двух-трех лет с момента получения лицензии на добычу подземных вод.


Если же ваш водозабор расположен в районе, где сложилась сложная гидрогеологическая обстановка, обычно связанная с загрязнением подземных вод, то Распорядитель недр может также потребовать разработать программу гидрогеологического мониторинга при эксплуатации месторождения.


Помимо требований, касающихся разработки технического проекта эксплуатации месторождения и, возможно, программы гидрогеологического мониторинга, в условиях лицензионного соглашения будет обязательное требование по осуществлению замеров уровня воды в скважине и объемов водопотребления в процессе эксплуатации.


Эти сведения должны регулярно заноситься в журнал установленного образца, а в сроки, указанные в лицензионном соглашении, информация в виде статистической отчетности должна сдаваться в территориальные бассейновые водные управления и территориальные отделы геологического мониторинга.


Важно понимать, что для получения любого вида лицензии на пользование недрами необходимо предоставить определенный пакет документов, а также заявку на выдачу лицензии.

Условно состав пакета документов можно разделить на две части. Первую предоставляет Недропользователь, и в нее входят:

 

  • копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих финансовые возможности организации;
  • копии документов, подтверждающих наличие технических и технологических возможностей для проведения работ;

Последний пункт, включает в себя паспорта на оборудование, используемое для забора воды из скважины, учета объема потребляемой воды, регистрации уровня воды в скважине, а также оборудование водоподготовки, если таковое используется перед подачей воды в распределительную сеть. Также необходимы копии дипломов и документов, подтверждающих трудовые договоренности со специалистами, которые будут осуществлять работы по эксплуатации водозабора.


Важно отметить, что кроме паспортов данного оборудования необходимо документальное подтверждение его принадлежности Недропользователю или организации, выступающей подрядчиком проведения работ.


Кроме этого со стороны Недропользователя требуется предоставить обоснованный расчет водопотребления, и если пару лет назад было достаточно справки в свободной форме, то теперь требуется расчет в соответствии с нормативными документами.


Последним пунктом, запрашиваемым у Недропользователя, является исходная информация о сооружении скважины. Она представляется в виде паспорта или учетной карточки скважины. Если такая информация отсутствует надо быть готовым к тому, что для оформления этих документов могут потребоваться дополнительные временные и финансовые затраты.

При любой водопотребности важно обратить внимание, чтобы в составе работ по получению лицензии, в обязательном порядке, присутствовали опытно-фильтрационные опробования скважин.

Это гарантия того, что специалисты ответственно подходят к своей работе т.к., по сути, опытно-фильтрационные опробования, а также оценка соответствия качества подземных вод действующим санитарных нормам, единственные виды работ, которые во всей процедуре получения лицензии имеют реальный физический смысл и не сводятся к бюрократической формальности.

Кроме этого опытно-фильтрационные работы – гарантия отсутствия неустранимых замечаний со стороны Распорядителя недр по части документов, составляемых подрядной организацией для получения лицензии.

 Согласование с Роспотребнадзором

Выполняя свои функции по санитарно-эпидемиологическому надзору в соответствии с требованиями Федерального законодательства, данная структура при выдаче разрешений на использование водозаборных скважин руководствуется четырьмя нормативными документами, которые можно объединить в две группы:

 

1321261514_podzemnievodi  

 

  • Первая группа (ГОСТ 2761-84, СанПиН 2.1.4.1074-01), регламентирует требования к качеству питьевой воды;
  • Вторая группа (СанПиН 2.1.4.1110-02, СП 2.1.5.1059-01), определяет требования к охране подземных вод от загрязнения при осуществлении хозяйственной деятельности.

Каждая из групп содержит исчерпывающий перечень требований, при выполнении которых с одной стороны снимаются все вопросы со стороны органов Роспотребнадзора, а с другой стороны удается сохранить качество подземных вод для будущих поколений.

Первая группа (ГОСТ 2761-84, СанПиН 2.1.4.1074-01), регламентирует требования к качеству воды, при удовлетворении которым, она может считаться пригодной для питьевого и хозяйственно-бытового использования.
В частности, какой минимальный перечень показателей, а также каково минимальное количество проб воды, которые должны быть отобраны в течение календарного года и проанализированы в аккредитованной лаборатории, необходим для того, чтобы были выполнены требования существующего законодательства.

Важно отметить, что на основании требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в обязательном порядке, должно разработать программу производственного контроля. Данная программа представляет собой руководство к действию по организации контроля качества воды на водозаборе, а также принятию незамедлительных мер, в случае его ухудшения.

Зачастую территориальные отделения Роспотребнадзора дают устные рекомендации по тому, какой перечень компонентов является необходимым и достаточным для соблюдения требований законодательства.

К таким мероприятиям в первую очередь относится разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения.

В проекте предусматривается создание вокруг скважины трех поясов ЗСО:

  • первый пояс требуется для исключения возможности случайной или умышленной порчи самого водозабора или сооружений, непосредственно к нему относящихся, он назначается нормативно радиусом 30 м для защищенных подземных вод или 50 м для недостаточно защищенных подземных вод. Территория в его пределах должна иметь ограждение и ограничение доступа посторонних лиц. При условии согласования с органами санитарно-эпидемиологического надзора, радиус первого пояса ЗСО может быть сокращен;
  • второй пояс служит для защиты водозабора от микробиологического загрязнения. В большинстве случаев, он определяется аналитическим расчетом, при этом главной задачей является доказательство того, что время движения подземных вод к водозабору от источника микробиологического загрязнения больше, чем время выживаемости болезнетворных микроорганизмов;
  • третий пояс также определяется на основании аналитического расчета, для доказательства того, что химическое загрязнение не достигнет скважины в течение всего срока ее эксплуатации.

Важно понимать какие исходные данные необходимо иметь на руках до начала разработки проекта ЗСО. К ним относятся:

  • минимум годовой цикл результатов анализов качества воды в соответствии с СанПиНом 2.1.4.1074-01.
  • скважины должны быть оборудованы аппаратурой для измерения объемов потребляемой воды, а также необходимо наличие возможности замера уровня воды в скважине. Оптимальным вариантом является установка в скважине пьезометрической трубки, которая позволяет безопасно проводить замеры уровня, исключая возможность зацепов дорогостоящего оборудования за технологическую оснастку скважины, как то фланцы, обвязка насосного оборудования и т.п.;

Лицензия на скважину в 2016 году. Постановление № 94 и изменения в порядке получения лицензии.

 

Подземные воды в соответствии с законодательством РФ являются частью земных недр. Об этом свидетельствует ФЗ «О недрах» – главный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности.
Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недр является законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства. Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование, с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.

Для организации водоснабжения за счет подземных вод, государством выдается два вида лицензий:

  • Лицензия на геологическое изучение
  • Лицензия на добычу подземных вод

Что такое лицензия на пользование недрами?


Каждая лицензия на недропользование состоит из фирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения. В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь и сроки их реализации.

Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.


Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучение является проведение комплекса геологоразведочных работ. Такие работы проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу.


Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Кому необходимо получать лицензию на скважину?


Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.

Таким образом, абсолютно каждая скважина, используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироваться только при наличии лицензии на добычу подземных вод.


Когда можно не получать лицензию на скважину?

 

Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах», собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензии для личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому (даже на безвозмездном основании).

 

Водоносный горизонт, в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения. Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами, которые являются источниками централизованного водоснабжения.

На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.


Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?

 

Ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами в отсутствие лицензии предполагает штраф в размере:

  • 3000 – 5000 рублей для граждан
  • 30 000 – 50 000 рублей для должностных лиц
  • 800 000 - 1 000 000 для юридических лиц

Кроме этого, в соответствии со статьей 49 ФЗ «О Недрах» привлечение к ответственности за нарушение законодательства о недрах не освобождает от обязанности устранить нарушение. Таким образом, после уплаты штрафа виновное лицо обязано провести работы по получению лицензии на скважину, либо ее ликвидировать.

Необходимо отметить, что данные штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в сфере недропользования, однако, сложность отнесения правоотношений, возникающих при добыче подземных вод, к одной отрасли права усложняет ситуацию.

Являясь частью земных недр, подземные воды относятся также и к категории водных объектов. Это однозначно указано в пункте 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ. В статье 1 ФЗ «О недрах» также указано, что отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов, регулируются соответствующим законодательством.

Но и это еще не все. Использование подземных вод, как объекта окружающей среды накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, суммарный штраф, на который можно нарваться при незаконном использовании подземных вод и которое может повлечь за собой их загрязнение, а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств и угрозу здоровью и жизни населения в соответствии со статьями:
·         7.3 КоАП
·         8.13 пункт 2 КоАП
·         8.13 пункт 4 КоАП
·         8.42 пункт 1 КоАП
·         8.45 пункт 1 КоАП
·         8.45 пункт 2 КоАП
составляет до 4 500 000 рублей.

Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?


Необходимо отметить, что основные изменения в процедуре получения лицензий на недропользование произошли после внесения изменений в ФЗ «О недрах» в 2015 году. С 1 января 2015 года полномочия по выдаче лицензий на недропользование делятся между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Многообещающие изменения в Федеральном законе «О недрах», которые отменили обязательную государственную экспертизу запасов подземных вод, при суточном объеме их потребления менее 100 кубических метров, не принесли недропользователям желаемого упрощения процедуры получения лицензий.


На сегодняшний день, при любом объеме потребления воды для законного использования скважин необходимо реализовать полный комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод:

  • Получить лицензию на геологическое изучение;
  • Разработать проект геологического изучения;
  • Пройти государственную экспертизу проекта;
  • Провести работы по геологическому изучению, включающие:

 

1)      Анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;

2)      Гидрогеоэкологическое обследование территории;

3)      Бурение скважин;

4)      Геофизические исследования;

5)      Опытно-фильтрационные работы;

6)      Гидрогеохимические исследования;

7)      Анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов

 

  • Написать отчет по геологическому изучению с подсчетом запасов подземных вод;
  • При объеме потребления воды менее 100 кубических метров в сутки – пройти согласование отчета в органах местной исполнительной власти. При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки – пройти государственную экспертизу запасов подземных вод
  • Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения:

1)    разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения;

2)    получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в органах Роспотребнадзора;

3)    получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

 

  • Получить лицензию на добычу подземных вод;
  • При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки – разработать технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора)

 

Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход Постановления Правительства № 94 от 11 февраля 2016 года «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов». Правила охраны подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин отражены в III и IV статьях данного документа.

В первую очередь нужно отметить, что теперь все водозаборные скважины, в обязательном порядке, должны быть оборудованы счетчиками расходы воды, а также устройствами для замера уровней подземных вод. Данные требования существовали и ранее, однако, они были разрознены. Так, например, учет расхода потребляемой воды был обязателен с учетом требований пункта 3.2.1.5 «СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения».


При выездных проверках факт оборудования скважин такими приборами был интересен, в основном, работникам Роспотребнадзора а со стороны Природоохранной прокуратуры мало контролировался.
Оборудование скважин приборами для замера уровней подземных вод носило рекомендательный характер, в соответствии с «Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах» и вообще не могло быть обязательным требованием при проверках.

С 2016 года оборудование абсолютно всех водозаборных скважин приборами учета объемов потребления воды, а также устройствами для замеров уровней подземных вод стало строго обязательным.

Вторым важным изменением является требование об обязательном наличии мониторинговых, а не только эксплуатационных скважин при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров. На сегодняшний день, неясно могут ли резервные скважины быть приравнены к категории мониторинговых или последние должны быть оборудованы отдельно. Запрос относительно данного момента уже отправлен в государственные органы и как только ответ будет получен, я скорректирую данный пост в части этого интересного нововведения.
Однозначно можно утверждать одно, при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров, с 2016 года, водозабор должен состоять минимум из двух скважин.